Верховный Суд РФ недавно разбирался в споре жительницы из Перми и автосалона. Так, была приобретена машина 2015 года выпуска, с обозначенным в договоре пробегом 62 тысячи километров. Изучив более детально документы после покупки, женщина выяснила, что автомобиль был на 2 года старше, чем заявлялось, а реальный пробег вообще был более 132 тысяч километров.
Обратившись в районный суд, покупатель получила отказ в удовлетворении требований о компенсации. Позиция суда заключалась в том, что стороны согласовали все существенные условия договора, в т.ч. характеристики автомобиля, а покупатель приняла его без претензий. Суд посчитал, что недостатки в виде несоответствия года выпуска и пробега не являются существенными, а покупатель получила всю необходимую информацию об автомобиле перед покупкой. Позицию районного суда поддержали суды апелляционной и кассационной инстанции.
После безуспешных попыток обжалования решения районного суда, покупатель обратилась в Верховный суд. Позиция суда в данном случае нашла отражение в правовых нормах, обязывающих продавца предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.1 Законом при этом защищено право покупателя требовать компенсации убытков и возврата уплаченной суммы, в случае получения им недостоверной или не полной информации о товаре.2
При рассмотрении подобных требований в суде требуется исходить из предположения об отсутствии у покупателя глубоких познаний о характеристиках и свойствах товара. Обязанность доказывания факта предоставления надлежащей информации покупателю возложена законодательством именно на продавца.
В результате Верховный Суд согласился с требованием покупателя и отправил дело на новое рассмотрение. Таким образом создаётся положительная практика для разрешения довольно частых подобных случаев с обманом потребителей.
1 Пункт 1 статьи 10 «Закона о правах потребителя»
2 Статья 12 закона «ОЗПП»